Главная | Регистрация | Вход | RSS

Незамутнённое искусство

Разделы

Песни на стихи классиков

Зеркало:
nezisk.ru/pesni



Я ещё не видел, чтобы кто-то взял книгу стихов и от обложки до корешка прочёл её про себя. Так читают прозу. Каждый стих должен быть наполнен таким зарядом, чтобы его один переживать весь день и запомнить на всю жизнь. Но для этого нужно разыграть в голове всю его сцену и поверить в свою внутреннюю игру с такою силой, чтобы образность и пласты смысла вонзились в самую глубину. На это способен только опытный и талантливый читатель, и всё равно это будет имитация, а не полноценное проникновение.

Как же быть?

Да очень просто. Стихотворение живёт... в звуке! Так же, как музыка. Чтение стиха "про себя" – это чтение нот без инструмента. Главное в стихе – его СТАНОВЛЕНИЕ – свершается степенно, наполняя оживляющим нектаром каждую нашу клетку. И это может быть декламация, мелодекламация или пение – зависит от содержания самого стиха, но что-то должно быть обязательно.

Почему так забавно сочетание "поэт поёт"?

Раньше ведь это было одно слово – пиит, и стих с музыкой или декламацией был неразрывен. Но потом классическая музыка отделилась полностью и осталась лишь неоправданно-превалирующей частью литературы – в опере и в романсах. Жанр пиитики перешёл в авторскую песню, на которую классика нагло смотрит свысока и со своей точки зрения всё-таки права, потому что в авторской песне мелодия лишь помогает становлению стиха и лишь изредка гордо светится его второй половиной.

И только совсем недавно появились редкие-редкие энтузиасты, которые решились оживить стихотворения лучших классических поэтов и сделать для них то, чего сами поэты просто не умели и без чего каждый стих – это полстиха.

Наверное, это самое трудное и самое опасное искусство. Нужно продержаться на узеньком мостике между академической прагматичностью и безудержным порывом вдохновения, который может завести совсем не туда и помешать смыслу.

Я очень долго искал в интернете вот такие чистые, высокохудожественные песни на стихи настоящих поэтов. Первое, что бросается в глаза и что всего обиднее, – на классических стихотворениях часто тренируются знаем какие певцы. Поэтому поиск чего-то настоящего стал неимоверно трудным: не всегда на сайте предупреждается об эстрадной обработке, и приходится скачивать и надслушивать сотни разных авторов (а бывает достаточно 3-4 секунды одной из песен, чтобы внести автора в чёрный список), и это вовсе не высокое занятие, а очень даже противная рутина.

Результат мучительных многодневных поисков я и решил здесь опубликовать.



Александр Матюхин



По размаху стихопевческого искусства никого подобного в Интернете нет. У него уже за 500 песен на стихи всех возможных поэтов (в основном классиков). Я скачал все песни и слушал, запоминал, изучал их даже просто как антологию поэзии. Песни приятные, ложатся на слух, и слушаешь охотно, а заодно и проникаешься незаметно поэтическим смыслом и настроением – всё идёт само собой и без усилий.


Но песни Матюхина – это не только озвученные стихи. Настоящее, высокохудожественное стихотворение часто пробуждает в нём такой "нерв открытия", что и мелодия, и исполнение взлетает на высочайшие вершины. Тогда появляется шедевр. Вот такие, на мой вкус, шедевры здесь и лежат.

(Если не работают мгновенные проигрыватели, включите JavaScript)
01:49 А. С. Пушкин. Буря мглою небо кроет


01:51 А. С. Пушкин. Певец


01:52 К. Бальмонт. Я обещаю Вам сады...


00:53 А. Ахматова. Белой ночью


01:01 Яков Полонский. Ночь смотрит тысячами глаз


02:23 А. Блок. В ресторане


03:05 Б. Пастернак. Мело. Мело по всей земле


01:31 А. Ахматова. Сероглазый король


01:04 А. Ахматова. Я улыбаться перестала


02:12 Сергей Есенин. Песня о собаке


01:10 М.Ю.Лермонтов. Белеет парус одинокий...


03:36 И. Бунин. Как светла, как нарядна весна...


02:27 Н. Рубцов. Аленький цветок


01:11 Н. Рубцов. Дорожная элегия


02:40 К. Симонов. Жди меня


03:11 Н. Рубцов. Ночь на родине






А ещё Александр Борисович не позволяет поэзии умереть тем, что возрождает стихи лучших поэтов совеременности. Это тем интереснее, что можно написать письмо напрямую не только создателю песни, но и автору стихотворения. Например:
02:00 Л. Барановский. Неотправленное письмо


01:47 И. Царёв. Альмандины


02:28 И. Царёв. Колокольная и кандальная


02:13 С. Эпштейн. О женщине небесной...






Этот сбоник не претендует на энциклопедичность. Я отбирал по личным мотивам и, вполне возможно, пропустил немало достойных творений. Это всего лишь для оценки в общем. Кому эти песни пришлись по духу – добро пожаловать на официальный сайт А.Б. Матюхина (откроется в новом окне).

Главное – это не слушать много песен подряд. Три-четыре, не больше. Или на ночь, чтобы заснуть под них (тогда лучше всего скачать с его сайта все файлы МР3 автоматом, используя спец. программу, например бесплатный Download Master).

Если же будете копировать эти песни на другой сайт, у меня большая просьба – согласуйтесь, пожалуйста, с автором. Александр Борисович разрешил мне поместить его песни на этот сайт, так пусть же и с другими у нас будет мир и согласие. Хорошо?






Король стихотворений Рубцова –
вологодский певец-самородок

Владимир Громов



Эта громыхающая фамилия вошла в мою жизнь случайно, как всё лучшее, и далеко не сразу.

На вид скромные, без излишеств, без малейшего намёка на исполнительскую импозантность, его песни поначалу показались мне просто печальным, родниково-чистым откровением. Одухотворённая его напевом, поэзия представала мне в цветном мире и как бы даже открывалась заново. Но не весь, далеко не весь нектар этих песен озарил меня сразу. Просто хотелось слушать, наслаждаться бархатным тембром и незамутнённой, по-народному прозрачной интонацией, подсвеченной умелыми, будто и впрямь "поставленными" голосовыми модуляциями.

Но чем больше я слушал эти песни – тем полнее и многомернее просветляли они мне душу; подобно волшебству, которое свершается степенно, входили они в самую сердцевину, уверенно и неспешно. Я и сам не ожидал открыть в этом приятном тенорке такие вольные дали, такие просторные русские пейзажи! Как будто вдруг открылся второй глаз, прежние переживания переощутил я в объёме, и тут только почувствовал их космическую пространственность и величие.

Теперь песни Владимира Громова стали частью моей жизни. В минуты скорбной подавленности приходят они мне на выручку, открывая мне воздух. Как заключённый, которого вдруг вывели на свободу, вдыхаю вольный их аромат, – и ничего больше не желаю, лишь бессознательно перелистывать и слушать вновь и вновь.



02:38 Николай Рубцов. Улетели листья с тополей...


1:44 Михаил Сопин. Лунно. Просветлённо.


2:14
Владимир Громов. Север



2:3 Николай Рубцов. Зимняя ночь


1:55 Неизвестный автор. Сабля


3:11
Николай Рубцов. Берёзы


3:8 Сергей Чухин. Одуванчики


2:46 Ольга Фокина. Взяла тоска за ворот...


2:7
Михаил Сопин. Заброшенная узкоколейка


2:37
Михаил Сопин. Вниз по речке - закат...


4:21
То не ветер ветку клонит...


3:26
Николай Рубцов. В минуты музыки печальной...




В Интернете нет официального сайта Владимира Громова. Меня это очень удивило, и я сделал его сам. Связи с Громовым он пока не предоставляет, но там лежат все его песни, что я смог достать, и даже несколько видеозаписей. Вот этот сайт!




Дмитрий Тарасенко



1) Декламации.



Хотя Дмитрий Тарасенко – мой отец, я прекрасно вижу и недостатки его декламаций, и достоинства.

В его литературных чтениях столько тончайших оттенков, и так они все искренни, выстраданны, что я не знаю более многостороннего, всеохватного чтеца стихотворений. Громадная палитра – и ни звука фальши.

Другое дело, что он никогда специально не записывался. Как же попали его чтения на сайт? Когда-то я настраивал новую систему звукозаписи (подгонял уровни, менял контакты и микрофоны...), и для проверки отец начитывал по памяти стихи. Вот так, почти тайком, его удалось записать. А по заказу не всегда получается та открытость.
02:32 Александр Блок. Перед судом


01:34 Николай Гумилёв. Отравленный


01:37 Марина Цветаева. Какой-нибудь предок мой был – скрипач


01:19 Осип Мандельштам. За гремучую доблесть грядущих веков...





2. Песни



К сожалению, из-за дефекта речи Дмитрий мало пел. Но его острейшая поэтическая интонация перекрывает все вокальные недостатки, и это всегда оценивают наши слушатели. Многие называют его пение мелодекламацией; а я бы лучше сравнил с пением Галича: не мелодекламация, но и не пение, а выразительное речитативно-мелодическое полотно. Впрочем, каждый оценит по-своему:

(исполняет Дмитрий Тарасенко, гитарное сопровождение – моё)
03:02 Николай Тарасенко. Одиссей у Калипсо


01:44 Валерий Митрохин. У старого причала


02:00 Николай Тарасенко. Раб


02:39 Николай Гумилёв. Сонет




Вообще здесь я скован по тематике, а ведь декламацией и пением Дмитрий никогда специально не занимался. По-настоящему он - автор десятков книг.

Вот его сайт:

dmitar.16mb.com





Марика Норик



Здесь мелодии сложены общими усилиями – меня и моего отца, Дмитрия Тарасенко. А до совершенства их довела уже певица – Марика Норик. Великая удача, что исполняет именно она, потому что она, несмотря на абсолютный вокальный профессионализм, ухитряется за бездной вокально-музыкальных премудростей не терять голосовых оттеноков – поэтических.

Что мы привыкли слышать в романсах? Воплощение музыкальных фраз, но никак не литературных. К примеру, если слова "внеземная тишь" попадут в музыкальную кульминацию, то так и будут кричаться на широченном вибрато. Смешно?

А Марике музыкальная натренированность не мешает где-то от чистой музыки отойти и уступить место интонации Литературной. Я уверен: именно в таком, равноправном Литературно-Музыкальном единении романс предстаёт во всей своей мощи, всеохватности и изысканной поэтической утончённости. Впрочем, судить вам:

(исполняет Марика Норик, сопровождение опять-таки моё)


02:50 Николай Тарасенко. Всё ищем свою половинку...


02:38 Н. Тарасенко. Когда в душе светает


03:06 Дмитрий Тарасенко. Пловцу-спасателю Игорю Нерсесяну


04:20 Дмитрий Тарасенко. Загадка Крыма


Дальше песни на слова Николая Тарасенко:

03:23 Есть горы светлее земли (песня о Бахчисарае)


03:15 Орех


02:10 Виноградники в декабре


03:11 Одиссей у Калипсо (женская обработка Д. Тарасенко)






Елена Фролова



Что я ценю в её творчестве очень высоко:

- прежде всего – силу кульминаций;

- размашистые, проникновенные мелодии;

- высокий профессиональный уровень исполнения и сопровождения;

- пусть не совсем естественную, но всё же приятную манеру пения.

Сразу признаюсь: многие песни Елены Фроловой (точнее, их слова) бесконечно далеки от моего восприятия. Но даже в этих многих я вижу талант. Талант сделать хорошую песню из чего угодно, а иногда и вовсе из ничего.

Можно представить, какие шедевры должны выходить "из чего-то"...

Думая так, я переслушал (признаюсь – с трудом) почти все песни её сайта. Результат меня ошеломил. Я нашёл несколько творений воистину прекрасных, просто великих во всех отношениях. Ни у кого я не слышал песен столь могучих, мелодичных и в то же время высокопрофессиональных по всем параметрам. Именно эти песни попали в точку: когда музыка резко усиливает проникновенность стиха, а пение наслаивается третьим увеличителем, и они, в своём неразрывном триединстве, прожигают насквозь даже металл.

.

02:42 Была б жива Цветаева

(стихотворение Леонида Губанова, музыка Елены Фроловой)


02:42 Цветаева – Ахматовой

Следующая песня на стихи Булата Окуджавы, музыка Елены Фроловой. Меня удивило, как можно подцепить неосязаемую нить чисто окуджавской лирики и подкрепить её размашистой, пространственной, но и микроскопически утончённой мелодией.

02:42 НАЗВАНИЕ

Следующая песня кажется мне настоящей. Хотя я с трудом воспринимаю женскую лирику, но здесь видится мне исключение. Песня эта, при всей простоте, трогает даже во мне какой-то дальний, забытый нерв.

Кстати, стихи Елены Фроловой же. Технические шероховатости таки есть, но они почти не заметны в песне. Даже больше того: они не мешают.

02:42 Сказочка

И последняя песня, при том что самая светлая, всё-таки, я думаю, достоинства наивысшего. Стихи Сергея Есенина.

02:42 Шаганэ

Вот официальный сайт Елены Фроловой



Разные авторы


Александр Малинин. Стихи Евтушенко

(Страница не завершена!)